1. Служебная
  2. Белгородская область признана одной из наиболее пострадавших от создания КГН

Белгородская область признана одной из наиболее пострадавших от создания КГН

По сведениям Счетной палаты, в России за период с 2011 по 2016 год доля налога на прибыль организаций от консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) снизилась с 27,8 % в 2011 году до 13,3% в 2016. Одним из наиболее пострадавших от создания КГН регионов признана Белгородская область.

Белгородская область признана одной из наиболее пострадавших от создания КГН

Как всё начиналось.

Функционирование института КГН в России началось с 2012 года после принятия 321-ФЗ «О внесении изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков».

Всего было зарегистрировано и действовало 17 КГН, одна из которых проработала только 2 года (2012 и 2013 гг.) и была ликвидирована по решению ее участников.

В 2012 году начали действовать 11 КГН, в 2013 их количество увеличилось до 15-ти, с 2014 количество действующих КГН не меняется и составляет 16. С 2016 года действует мораторий на начало деятельности новых КГН.

Динамика поступления налога.

Доля дохода от налога на прибыль организаций КГН в консолидированном бюджете РФ в 2016 году составила только 1,41%, тогда как в 2011, до вхождения в КГН, доля дохода от налога, уплачиваемого будущими участниками КГН, составляла 2,95%.

В целом в России за период с 2011 по 2016 год доля налога на прибыль организаций от КГН снизилась с 27,8 % в 2011 до 13,3% в 2016. В первый же год функционирования КГН произошло снижение поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ на 53,9 млрд рублей, в том числе в консолидированные бюджеты регионов на 43,9 млрд.

В 2016 году поступление налога на прибыль КГН в консолидированные бюджеты регионов составило 297,8 млрд руб., что в 2 раза меньше поступления налога на прибыль в 2011 году от будущих участников КГН.

Перераспределение между бюджетами.

Что касается перераспределения налога на прибыль организаций между бюджетами субъектов Российской Федерации, то за прошедшие 5 лет результаты следующие.

Процентная доля города Москвы в налоге на прибыль организаций КГН в 2016 году в сравнении с 2011 снизилась с 35,8% до 14%, в Санкт-Петербурге — с 53% до 1,8%. В целом за 5 лет работы КГН примерно в половине регионов уменьшилось поступление налога на прибыль организаций КГН, в половине — увеличилось.

Как следует из отчета Счетной палаты, в Белгородской области от будущих участников КГН в 2011 году поступило в бюджет области 5,4 млрд руб., а в последующие годы поступало 1,7 млрд рублей, 1,3 млрд, что является значительной потерей для региона.

Системные проблемы функционирования КГН.

Первая из них связана с предоставлением права участникам КГН уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных участниками группы.

По данным ФНС России, сумма выпадающих доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в связи с использованием этого права КГН за период с 2012 по 2016 год составила 322,5 млрд рублей.

Есть еще одна проблема: согласно нормам Налогового кодекса КГН может делить прибыль между регионами исходя или от среднесписочной численности работников или от расходов на оплату труда. В результате того, что одной из КГН изменен с 2016 года показатель «численность работников» на показатель «фонд оплаты труда», в 6 регионах увеличилась доля поступления налога на прибыль организаций от данной КГН в 2016 году по сравнению с 2015, а в 11 регионах – уменьшилась.

Анализ нормативных актов субъектов показал, что они активно используют право предоставлять КГН льготы по налогу на прибыль организаций. В 27 регионах приняты законы или внесены изменения в действующие законы, в которых предусмотрены льготы по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки. Кроме того, законами отдельных субъектов предусмотрены льготы специально для участников КГН или для отраслей экономики, к которой относятся КГН, в результате «выпадающие» доходы консолидированных бюджетов регионов за 2016 год составили 5,6 млрд рублей, за 2015 – 39,9 млрд по 8 КГН.

Еще одна проблема — в настоящее время законодательно не установлены ограничения на проведение реорганизации юридических лиц – участников КГН в форме разделения или выделения, присоединения или слияния. В результате реорганизации образуются новые юридические лица, которые становятся участниками КГН. Вместе с тем изменение количества участников КГН — снижение или увеличение — не приводит к симметричному снижению или увеличению поступления налога на прибыль организаций.

Выездные налоговые проверки по итогам функционирования КГН в 2012 – 2016 годах были проведены в 11 из 17 КГН. В каждой из проверенных КГН установлены нарушения норм законодательства о налогах и сборах. К основным нарушениям относятся: завышение организациями расходов, в том числе, на амортизационные отчисления, на НИОКР, отсутствие документального подтверждения затрат, а также перечисление участниками КГН денежных средств на счета организаций, обладающих признаками недобросовестных контрагентов.

Фото pixabay.com

Мария Соловьева