1. Люди, события, мнения
  2. Не гонялся бы ты, пакс, за дешевизной…

Не гонялся бы ты, пакс, за дешевизной…

В результате контрольной закупки, организованной при содействии Управления дорог и ГИБДД Белгородской области, выяснилось, что у всех проверенных водителей Яндекс.Такси отсутствовали лицензии на пассажирские перевозки легковым транспортом, а у одного не было даже полиса ОСАГО.

Не гонялся бы ты, пакс, за дешевизной…

Нелегалы наступают

На встрече начальника Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области и представителей ГИБДД с руководителями таксопарков и предпринимателями – владельцами легковых такси были представлены официальные данные: с 2011 года выдано 12 279 разрешений, из них 7852 на данный момент прекращено. В текущем году выдано 1158, прекращено 1537. В Белгородской области 79 юридических лиц и 1200 индивидуальных предпринимателей владеют 5303 автомобилями такси. В среднем на одно юрлицо приходится 18 машин, ИП – 3. Это больше, чем в соседних регионах, но не удовлетворяет полностью потребность жителей, особенно в часы пик.

Менее оптимистично выглядят цифры по дорожно-транспортным происшествиям — их доля с участием такси возрастает. Хорошо то, что количество погибших в них и получивших тяжкие повреждения снижается.

В чем причина положительной динамики ДТП? Возможно, одна из причин, и о ней много говорили на встрече – нелегальные перевозчики. В рамках борьбы с их незаконной деятельностью Упрдор совместно с полицией произвели 32 контрольных проверки, из них 11 в Белгороде, 8 — в Старом Осколе, 5 — в Губкине. Составлено 44 протокола в отношении 38 водителей, 37 из которых не имели соответствующего разрешения.

Но как работают эти нелегалы? Откуда они берут заявки? «Голосующих» на обочине пассажиров сейчас практически нет, значит, заказ идет через диспетчеров. Как правило, крупные таксопарки, не только в Белгороде, но и по всей России, нелегальных перевозчиков к работе не привлекают – зачем портить репутацию, если всегда есть желающие сотрудничать на законных основаниях? А вот мелкие фирмы и так называемые диспетчерские службы заинтересованы в большем количестве автомобилей и, соответственно, менее разборчивы.

То, что в эту компанию попадет крупнейший российский агрегатор, для белгородских таксистов оказалось неожиданностью. Правоохранительные органы совместно с представителями управления дорог провели 4 контрольные закупки, заказав автомобили через приложение Яндекс.Такси. У приехавших водителей проверили документы: разрешения на осуществление пассажирских перевозок легковым такси не было ни у одного. Мало того, один из водителей не удосужился даже приобрести полис ОСАГО.

Но и это не всё. Двух документов – водительского удостоверения и свидетельства на чужое (!!!) транспортное средство (СТС) – для официального партнера Яндекс.Такси оказалось достаточно, чтобы разрешить водителю приступить к работе и установить программное обеспечение на его гаджет. Выяснилось это случайно, опять же благодаря сотрудникам Управления дорог. Стал известен и еще более простой способ: зайти на один популярный сайт, подать данные — и твой аккаунт водителя крупнейшего агрегатора активирован.

Как с этим бороться? Белгородские таксисты готовы обратиться в Федеральную антимонопольную службу, материалов для этого достаточно. Но поможет ли это? Жаловались уже однажды, просили проверить недобросовестного коллегу. Ответ получили, что «Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич рекомендовали проводить меньше проверок».

Что делать в этой ситуации белгородским таксистам, это одна сторона вопроса. Вторая – это пассажиры и их безопасность. Вопрос начальнику Управления дорог, почему бы им не информировать через СМИ население о растущем количестве нелегальных перевозчиков, остался открытым. Пресс-релиза об этих рейдах ни одно издание не получило. Скептически отнеслись собравшиеся перевозчики и к заявлению управления о том, что борьба с таксистами-нелегалами привела к их уменьшению.

— Все нелегалы знают, что Упрдор работает до 5 вечера, а после этого часа и в выходные можно спокойно «бомбить», — посмеялись таксисты.

Здравую идею высказал один из руководителей:

— Бороться с конкретным агрегатором нет смысла, даже если мы знаем, что он привлекает к работе незаконных перевозчиков. Нужно, по аналогии с операцией «Автобус», проводить операцию «Такси».

В декабре 2016 года в Государственную Думу был внесен закон, предусматривающий административную ответственность служб такси за работу с нелегалами, а также крупные штрафы за перевозку пассажиров водителями без соответствующего разрешения. Обнадеживает. Если не знать, что в 2014 году Госдума в первом чтении уже принимала проект закона о регулировании рынка такси.

 

Форум в Москве

В начале августа в Москве проходил V Международный Евразийский Форум Такси. Представительное мероприятие, интересные об суждения, презентации. И снова та же тема – безопасность пассажира. И те же имена…

Из доклада Елены ГРАЩЕНКОВОЙ:

— Я – пассажир такси. Или Пакс, как принято в ваших кругах нас называть.

Я здесь сегодня представляю огромное 50 миллионное сообщество российских пассажиров, ради блага которых, собственно, и существует та индустрия, в которой вы все трудитесь. Год назад, находясь в командировке в Санкт Петербурге, я воспользовалась услугами нашего прославленного, широко разрекламированного, Национального агрегатора Яндекс.Такси.

Через 15 минут поездки водитель вдруг съехал с трассы, и мы на полной скорости «собрали» поочередно дерево и фонарный столб. Я чудом осталась жива, но с тех пор не вполне здорова, и не вполне трудоспособна. Не буду вдаваться в подробности всех моих диагнозов, процитирую заключение судмедэксперта: «причинен тяжкий вред с частичной утратой трудоспособности вне зависимости от полученного лечения».

Я пришла сегодня на эту конференцию, чтобы понять, почему до сего дня, спустя год, не объявился ответственный за то, что со мной произошло. Участников перевозки, как оказалось, довольно много. Давайте рассмотрим пристально бизнес модель, которую вы сегодня запустили в массовую продажу

Первого участника — фрахтовщика Яндекс.Такси — я уже назвала. Следующий участник — Такси Лайк – официальный партнер Яндекса. Еще один участник — Такси Тайм. Взял у Лайка в аренду автомобиль, получил на него разрешение, и вместе с разрешением сдал в лизинг физическому лицу, у которого не было права заниматься коммерческой перевозкой пассажиров. После аварии со мной, уже во время следствия, водителю ничего не помешало снова устроиться на работу. Где он был арестован, прямо на рейсе, и вскоре осужден за перевозку наркотиков в особо крупных размерах.

И я не понимаю, о каком слиянии с Убер и о каком масштабировании вообще может идти речь, если продукт представляет очень серьезную опасность для неопределенного круга лиц – пассажиров, которые даже не застрахованы?

Не нужно мне рассказывать про ОСАГО. По ОСАГО мне выплатили 75 000 руб. А за остальные 400 000 рублей предложили побороться. Так я и живу целый год. Лечусь и борюсь. И неизвестно, сколько таких лет у меня еще впереди…

Елена, по роду своей деятельности человек публичный, смогла привлечь к проблеме внимание широких слоев общественности. В ближайшие недели выйдет передача Ирады Зейналовой на канале НТВ с её участием.

Когда Елена Гращенкова узнала, что в Белгород Яндекс.Такси только заходит и наши таксопарки еще не стали его партнерами, она написала обращение специально для белгородцев:

— Белгородцы, прежде чем делать выбор в пользу федерального агрегатора Яндекс.Такси, отказываясь от услуг местных городских таксопарков, вам необходимо знать следующее:

— агрегатор – это не привычное Такси, которое вы все себе представляете: таксопарк, штатные сотрудники, начальник колонны, медосмотры, техосмотры, ответственность, безопасность.

Агрегатор – это цифровой аналог Такси, его виртуальная тень, продукт, в котором нет ничего настоящего. А самое главное – в этом продукте нет ответственности за вашу жизнь и вашу безопасность.

Бизнес модель агрегатора представляет из себя «пирамиду» из нескольких исполнителей, которые передают друг другу в аренду автомобиль с логотипом Яндекс.Такси, нанимая на место водителя случайного человека, по договору посуточной аренды.

И в этом продукте нет ни парка, ни начальника колонны, ни медосмотров, и, как следствие — нет соблюдения транспортной безопасности. Виртуальный Таксопарк, который помещается в один компьютер, называется «Подключашка».

Это – специально продуманная бизнес модель, которая устраняет старую привычную консервативную форму с ответственностью юридических лиц за действия своих сотрудников. Поэтому она такая дешевая. Все риски, связанные с вашим пребыванием в автомобиле с этим случайным человеком, которого никто на работу не нанимал, и который просто взял в аренду машину, целиком и полностью на вашем кармане. Если этот человек на вас нападет или устроит ДТП, все расходы лягут на вас.

Вам следует понять главное. В этой бизнес-модели вы не Клиенты, вы – база данных, которую агрегатор продает различным водителям и «Подключашкам». Агрегатор вкладывает средства в рекламу ТАКСИ, предлагая вам поездки по рекордно низкой цене, вы регистрируетесь в приложении, и дальше ваши данные продаются случайным извозчикам. Т. е. фактически агрегатор вкладывает средства в покупку вашего контакта с целью перепродажи, а не в развитие реального настоящего Такси. К Такси Яндекс не имеет никакого отношения.

На сайте Агрегатора вы легко найдете информацию, что он не несет перед вами ответственности за действия третьих лиц. Кто эти третьи лица, вы сможете узнать только из материалов уголовного дела, т. к. в смс вам придет только марка машины и имя водителя. Задумайтесь, откуда взялась эта машина и этот водитель.

Нужно также понимать, что в настоящее время пассажир легкового такси вынесен из Федерального закона 67 «Об обязательном страховании пассажиров перевозчиками», и государство в случае происшествия не окажет вам никакой поддержки.
Страхование по ОСАГО – очень сомнительно, поскольку для получения страховой выплаты необходимо доказать вину водителя, получить приговор. А водители – однодневки с места происшествия часто скрываются, бросая не принадлежащую им машину. А если и не скрываются, то приговора можно ждать очень долго.

По вине агрегаторов, которые являются поставщиками недоброкачественных водителей Такси происходит огромное количество ДТП по всей стране, в том числе и с летальным исходом.

И сейчас в ваших руках не допустить этой беды в родном городе, сохранив лояльность по отношению к вашим старым таксопаркам.

Добавить нечего. Кроме того, что эта публикация не последняя. Сейчас мы запасемся официально заверенными подтверждениями различных учреждений о том, что водитель такси обязан по требованию пассажира предоставлять разрешение на перевозку пассажиров и проверим на своём опыте, как обстоят дела во всех службах такси. И вам тоже советуем проверять, кто вас везёт.

 

Людмила Фомичева
comments powered by HyperComments