1. Потребительские настроения россиян: относительно – хорошо, абсолютно – плохо

Потребительские настроения россиян: относительно – хорошо, абсолютно – плохо

По данным Росстата, в III квартале 2017 г. активизировалась позитивная тенденция восстановления совокупных потребительских ожиданий населения. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) увеличился по сравнению с предыдущим кварталом на 3 процентных пункта (п. п.) до отметки (-11%) – лучшего результата за последние три года.

Потребительские настроения россиян: относительно – хорошо, абсолютно – плохо

Тенденция постоянного, хотя и разной интенсивности, относительного улучшения ИПУ продолжается уже семь кварталов подряд. За этот период – после локального минимума в начале 2016 г. – значение индикатора прибавило 19 п. п., переместившись с отметки −30 до −11%, однако его отрицательная величина по‑прежнему свидетельствует о преобладании пессимизма в настроениях потребителей.

Все компоненты ИПУ, как и сам индекс, достигли в III квартале 2017 г. своих лучших значений за последние три года. Относительное улучшение совокупных потребительских настроений было обусловлено в основном позитивными сдвигами в отношении населения к фактически произошедшим переменам, и это стоит отнести к одним из наиболее позитивных аспектов последнего обследования.

Основные итоги III квартала 2017 года

− Об улучшении личного материального положения за последние 12 месяцев сообщили 10% респондентов, а о его ухудшении – 31% (кварталом ранее – 9 и 35%)

− Улучшения личного материального положения в течение следующих 12 месяцев ожидают 13% респондентов, а его ухудшения – 18% (кварталом ранее – 12 и 18%)

− Позитивно оценили произошедшие за год изменения в экономике России 16% участников опроса, негативно – 35% (кварталом ранее – 15 и 39%)

− Положительных изменений в экономике России через год ожидают 23% опрошенных, отрицательных – тоже 23% (кварталом ранее – 21 и 23%)

Индекс благоприятности условий для крупных покупок традиционно остался самым низким среди компонентов ИПУ, но после роста на 2 п. п. относительно предыдущего квартала достиг лучшего за последние три года значения −27%. Индекс благоприятности условий для сбережений, который, согласно принятой методологии, не включается в состав ИПУ, прибавил 3 п. п. и составил −38%. Несмотря на относительное улучшение этих двух индексов, их выраженные отрицательные значения свидетельствуют о том, что финансовое состояние большинства респондентов не позволяло им акцентированно совершать покупки дорогостоящих товаров или откладывать средства.

Анализ возрастного распределения ИПУ выявил весьма обнадеживающую положительную тенденцию. Впервые за долгое время наиболее заметный рост оптимизма наблюдался в «средней» группе респондентов от 30 до 49 лет. В этой категории населения, которая наиболее активно влияет на экономическую, социальную и электоральную ситуацию в стране, индикатор вырос на 5 п. п. до (-9)%.

БизнесМедиа
comments powered by HyperComments