1. Люди, события, мнения
  2. Счетная палата выявила нарушения в использовании средств на господдержку МСП в регионах

Счетная палата выявила нарушения в использовании средств на господдержку МСП в регионах

При ежегодном уровне кассовых расходов по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на уровне 95% ее целевые показатели остались недостигнутыми.

Счетная палата выявила нарушения в использовании средств на господдержку МСП в регионах

Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты проверки реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 – 2016 годах и прошедшем периоде 2017 года, в том числе реализации в 2017 году приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014–2017 годах».

Сфера малого и среднего предпринимательства в России характеризуется ростом количества предприятий с 4 531 тысяч на 1 января 2015 до 5 992 тысяч на 10 декабря 2017 и одновременным сокращением числа работников соответственно с 18 021 тысяч человек до 16 033 тысяч человек.

На федеральном уровне основные мероприятия поддержки МСП предусмотрены по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». В рамках указанной подпрограммы с 2014 до 2017 на поддержку МСП из федерального бюджета было направлено в общей сложности 120,5 млрд руб., из которых более половины составили взносы в уставный капитал АО «Корпорация «МСП». При ежегодном уровне кассовых расходов по данной подпрограмме на уровне 95% ее целевые показатели оставались недостигнутыми. Например, достижение показателя «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» в 2016 году составило 35,5 тысяч вместо запланированных 109,5 тысяч.

Фактически поддержка МСП также осуществляется в рамках иных федеральных госпрограмм. При этом регионы не владеют полной информации об оказываемой поддержке субъектам МСП из разных источников федерального уровня. Так, в регионах, охваченных контрольным мероприятием, на поддержку МСП из средств федерального бюджета в 2014 – 2016 гг. и в первой половине 2017 года фактически было выделено и использовано 34,4 млрд руб., при этом в бюджетной отчетности проверенных регионов отражено 9,3 млрд руб.

Бюджетная отчетность не содержит информации об объемах поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках госпрограмм. Полнота информации об объемах средств федерального бюджета, использованных на поддержку МСП, не обеспечивается. В этой связи на практике не обеспечивается принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренный Бюджетным кодексом.

Сложившийся порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета регионам на поддержку МСП не обеспечивает создание равных условий для развития предпринимательства на всей территории Российской Федерации. Аудитор отметил, что в отчетный период более 20% средств федерального бюджета — 11 млрд рублей, предусмотренных на поддержку МСП по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», были получены 5 из 85 регионов: Республики Татарстан, Башкортостан, Московская и Свердловская области, город Москва. При этом Еврейская АО, Магаданская область, Ненецкий АО, Республика Алтай и Чукотский АО получили за этот же период только 0,4% — 210 млн рублей — общего объема субсидий из федерального бюджета на указанные цели.

Допускались случаи несоблюдения условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку МСП.

На Коллегии Счетной палаты было обращено внимание на сокращение объема предоставленных субъектам МСП кредитов с 5 460,3 млрд рублей на 1 января 2016 до 4 917,8 млрд рублей на 1 ноября 2017. При этом доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась, но осталась незначительной: от 1,5% –по состоянию на 01.01.2016 до 4,8% – по состоянию на 01.10.2017. Проверка деятельности гарантийных организаций в охваченных контрольным мероприятием регионах показала, что количество выданных ими поручительств относительно общего количества зарегистрированных на территории региона субъектов МСП также остается незначительным: не более 0,1%.

Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, проводившей параллельную проверку, были установлены нарушения и недостатки в деятельности гарантийного фонда и фонда микрофинансирования Краснодарского края, в том числе связанные с использованием предоставленных из федерального бюджета субсидий. Так, значительные объемы средств субсидий, полученных на пополнение фонда микрофинансирования, размещались на банковских депозитах: в 2014 году – до 92,4%, в 2016 – до 41,8%. Материалы по результатам проверки были направлены в Прокуратуру Краснодарского края и ГУ МВД России по Краснодарскому краю для принятия мер реагирования.

БизнесМедиа