1. Люди, события, мнения
  2. «В Китай я влюбился»

«В Китай я влюбился»

Директор «Борисовской керамики» Константин ХЛЕБНИКОВ о своих впечатлениях после посещения 15 китайских предприятий.

«В Китай я влюбился»

Наиболее продвинутое развитие экономики в Китае складывается исходя из того, что, с одной стороны, правильно был взят вектор руководством страны, с другой, если сравнивать с другими странами региона, у них наиболее правильная структура общества. Та ментальность, что в Китае, наиболее актуально отвечает вызовам современности. Что я имею в виду?

Столкнулся как в бизнесе, так и в бытовых моментах. Когда ты обращаешься к китайцу, то он дает тебе всем видом, поведением, мимикой понять, что он хочет быть тебе нужен. Зашел в магазин – продавец суетится, он готов сделать для тебя всё. Обращаешься к своему партнеру, на выставке разговариваешь с менеджером, или работаешь с директором на предприятии – китаец хочет быть тебе нужным. У нас – кардинально обратная ситуация: каждый хочет быть очень значимым для тебя, т. е. он себе зарабатывает баллы. К кому бы ни обратился – он великий, зашкаливающее чувство собственного достоинства, и это становится тормозом для развития нормальных деловых взаимоотношений. Европейский стереотип вести переговоры с позиции силы не всегда полезен.

 Второй момент: у них правильная структура общества: внизу рабочие руки и ноги экономики – 90% населения, которое имеет ограниченные ценностные ориентиры, живет за счет минимальных благ и не посягает на что‑то высшее. Ему дали мотыгу, и он счастлив, что ему ее доверили, и он будет работать с ней всю жизнь. Это не так, что ему дали мотыгу, а она у него из рук валится, и он только и думает: «Вот доработаю до обеда, а там, может, уйду, или за компьютер меня посадят». Нет, он просто пашет. Грубо говоря, при минимуме запросов от человека максимум отдачи. А наш картоху копает, но спроси – тут же расскажет, как управлять государством, и про картоху забудет. И это наша большая проблема.

Когда летишь на скоростном поезде со скоростью 600 км в час в другую провинцию, налево-направо смотришь: везде все размечено, на грядки поделено, совхозы, рыбхозы, колхозы, заводы, фабрики – места свободного нет, и все работают. Я сравнивал заработную плату по своей отрасли – она примерно одинаковая. Еда и жизнь не дешевле, чем в России, но мы были в дорогом Гуанджоу, третьем по величине городе с 15 млн населения. У них вообще другие масштабы: город регионального значения — 2,5 млн, рабочий поселок – 1,5 млн человек. Побывал на 15 предприятиях, очень люблю общаться с рабочими, а они тушуются: субординация — это святое, тем более иностранец, руководитель.

И третье: максимально используется ресурс, которым обладает Китай – полтора миллиарда населения. Из страны сделали завод мирового масштаба, работают все отрасли, смежники. Огромный человеческий ресурс отправили на созидание, и сейчас количество перерождаетсят в качество. Сейчас уже из Китая переносят производство в менее развитые страны. Они будут экспансировать свое влияние на Африку, Америку, Россию.

Культура, в нашем понимании, у китайцев хромает. Громко разговаривают, смеются, чавкают за едой, сморкаются. Едят везде. Но изменения готовятся, идет реклама, как себя вести в общественных местах. Например, показывают ролик, что не надо с дурианом ездить в метро. И с ним уже не будут ездить. Китайцы впитывают всё, что им преподают, учатся постоянно. Для выстраивания эффективной экономики это суперпластичная масса.

БизнесМедиа
comments powered by HyperComments