1. Люди, события, мнения
  2. Высокие налоги и низкий спрос — общие проблемы бизнеса

Высокие налоги и низкий спрос — общие проблемы бизнеса

Наиболее острые проблемы бизнеса сегодня – высокая налоговая нагрузка и снижение спроса на товары и услуги. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования, проведенного платформой для предпринимателей «Деловая среда» и Аналитическим центром НАФИ в январе-феврале 2018 года среди руководителей российского малого и среднего бизнеса.

Высокие налоги и низкий спрос — общие проблемы бизнеса

Основные причины затруднений, с которыми сталкиваются предприниматели в России сегодня − высокие налоги, тарифы, страховые взносы и неналоговые платежи (64%), а также пониженный спрос на товары и услуги (54%). Эти причины актуальны для компаний из всех отраслей экономики: сельского хозяйства, производства и добычи ископаемых, строительства, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, а также услуг.

Среди других важных проблем – нехватка квалифицированных кадров (39%), высокая конкуренция с теневым сектором (34%), административные барьеры (29%) и сложности в получении кредитов (28%).

В частности, на нехватку квалифицированных кадров особое внимание обратили представители строительных компаний (40%), сфер производства и добычи ископаемых (51%) и транспорта и связи (44%).

Представители сельского хозяйства жалуются на сложности в получении кредитов (36%) и преодолении административных барьеров (36%).

В компаниях оптовой и розничной торговли отметили сложности в конкуренции с теневым сектором (41%).

Для самых малых по численности предприятий остро стоят вопросы снижения спроса на товары и услуги (59%), а также недоступности финансов (32%).

Налоговая нагрузка оказалась наиболее серьёзной проблемой для компаний численностью 101–250 сотрудников (68%).

В более крупных компаниях (от 250 чел.) на первое место выходит кадровый дефицит.

Гузелия ИМАЕВА, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

— Российские предприниматели, в первую очередь, заняты решением проблем, источник которых – внешняя экономическая конъюнктура. Это скорее выживание, а не развитие. Чем меньше бизнес, тем сложнее ему оставаться на плаву на фоне текущей налоговой нагрузки и снижения спроса. К тому же существующий перекос структуры предпринимательства в сторону торговли делает малый и средний бизнес особенно уязвимым в непростые времена. О внутренних проблемах, связанных с развитием компании, можно говорить в отношении крупного бизнеса, для которого кадровые проблемы, вопросы производительности труда выходят на первый план.

* Всероссийский репрезентативный опрос 1000 руководителей российского микро, малого и среднего бизнеса проведен в январе-феврале 2018 года. Статистическая погрешность не превышает 3,1%.

* * Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

БизнесМедиа